Можно ли вступить в наследство, если документы отсутствуют?




Можно ли вступить в наследство, если документы отсутствуют?

Когда наследник проживал со своим наследодателем вплоть до смерти последнего, проблем с вступлением наследства, при условии наличия всех необходимых документов, возникнуть не должно. В тех случаях, когда наследодатель на день смерти не проживал вместе с наследником, оформление наследственных прав при отсутствии необходимых документов может быть сопряжено с рядом проблем. Что касается других наследников, то они могут оказывать помощь в решении данной проблемы, давая воспользоваться имеющимися в их распоряжении документами, а могут намеренно укрывать их, что существенно усложнит процесс оформления наследственных прав.

Свидетельство о смерти

Наследнику, оформляющему свои права, необходимо предъявить нотариусу свидетельство о смерти и подать соответствующее заявление. Для открытия наследства должно быть основание, а им является смерть наследодателя, которая должна быть подтверждена документально. Отсутствие этого документа может послужить поводом для отказа совершения нотариального действия, связанного с вступлением в наследство.

Если свидетельство о смерти отсутствует, то его дубликат можно получить в ЗАГСе, подав соответствующее заявление и уплатив государственную пошлину. Чтобы подтвердить свою заинтересованность, не лишним будет предоставить запрос суда или нотариуса.

Банковские документы

Имеющиеся в банке вклады и счета подтверждаются дебетовыми и кредитными картами, договорами о банковском вкладе, сберегательными книжками и пр. В случае отсутствия этих документов, нотариус осуществит подготовку и отправку запроса в соответствующий банк.

Нотариусы в настоящее время практикуют систему электронного документооборота, которая позволяет осуществлять обмен информацией не только внутри самой конторы, но и с другими лицами и организациями. Такая система помогает существенным образом сократить срок получения нужной информации из банка. Помимо этого, банк не только отправит ответ с данными о наличии денежных счетов и укажет их размер, но и предоставит информацию о причитающейся компенсации.

Документы на недвижимость

Оформление наследства на дом, квартиру, участок земли или же иное имущество недвижимого характера, невозможно без предоставления нотариусу свидетельства о собственности на недвижимость. Невозможность предоставления такого документа может быть вызвана его потерей или же присутствием в нем устаревшей информации.

Получить сведения об определенном объекте недвижимости можно в реестре зарегистрированных прав, получив соответствующую выписку, содержащую в себе информацию о том, кто является владельцем данного объекта, и имеются ли в его отношении ареста и какие-либо обременения. Получив на руки такую выписку из регистрационной палаты, ее следует предоставить нотариусу. Для этого следует написать заявление и обратиться с ним в Росреестр, а также получить квитанцию об уплате госпошлины.

Для обнаружения всех объектов недвижимости, принадлежавших наследодателю, нотариус должен сделать запрос.

Подтверждение родства

Подтвердить родство, в соответствии с общим правилом, могут документы, выданные ЗАГСом. К таким документам относятся: свидетельство о браке, о его расторжении, свидетельство о рождении, справка, свидетельствующая о смене имени, фамилии или отчества и т.д.

Проблема в получении таких документов осложняется тем, что наследник может не знать регион, в котором была сделана отметка о регистрации гражданского состояния, или же нет возможности выехать в тот регион для получения необходимых сведений.

Информация подобного рода предоставляется только при наличии запроса, направляемого судом или нотариусом.

Документы, свидетельствующие о наличии доли в уставном капитале

При наследовании доли в обществе учитывается правовая сущность уставного капитала, которая требует соблюдения особого порядка. Нотариусу предоставляются следующие правоустанавливающие документы:

- выписка о том, что наследодатель является его участником;

- устав общества;

- выписка, предоставленная Единым государственным реестром юридических лиц.

Помимо указанных документов, заявителю необходимо предоставить нотариусу справку, содержащую информацию о стоимости доли уставного капитала общества.

Наличие устава будет подтверждением права собственности на долю уставного капитала, а выписка устанавливает актуальность имеющейся информации. Что касается выписки из реестра, то в ней отражена государственная регистрация всех операций с долями.

Наследование части уставного капитала имеет свою особенность, которая заключается в переходе к наследнику не самой доли, а ее денежного эквивалента. Некоторые компании не допускают перехода прав своего участника к его наследникам, что отражается в их уставе. В таких случаях выплачивается компенсация, размер которой эквивалентен фактической стоимости доли умершего.

Кто поможет вступить в наследство?

Если нет документов, а требуется вступить в наследство, то помочь в этом может либо суд, либо нотариус. Если выражаться точнее, то, для вступления в наследство и восстановления отсутствующих необходимых для этой процедуры документов, потребуется помощь нотариуса или суда.

Нотариус отвечает за последствия совершенных им нотариальных действий своим имуществом, поэтому проверка представленных документов может происходить излишне скрупулезно. Отказ нотариуса в выдаче свидетельства может быть вызван допущением элементарной опечатки. И заявителю, в этом случае, не избежать судебного разбирательства. Чтобы этого не произошло, и чтобы не тратить время и силы, есть смысл не дожидаться нотариального отказа, а сразу обратиться в суд. Такой вариант решения вопроса выгоден и тем, что позволяет сэкономить деньги, поскольку выдача запросов нотариусами осуществляется только за соответствующую плату, да и для получения любой другой информации потребуется вносить определенную сумму денег. Что касается судов, то они не берут денег на запросы, да и за ответы по ним не надо ничего платить.

Если в иске излагалась просьба о принятии наследства заявителем или установление того факта, что имущество принадлежит умершему, то на основании выданного судом решения, нотариус выдаст заявителю свидетельство о праве наследования. В случае признания судом факта, что наследник имеет право собственности на имущество, это решение будет являться документом правоустанавливающего характера, поэтому нет необходимости в дальнейшем нотариальном оформлении.

В случае, если наследственное дело открыто, но отсутствуют необходимые документы, они могут быть предоставлены позже. Их получение наследник может осуществить самостоятельно, либо по запросам суда или нотариуса. При возникновении спора, вызванного непредоставлением документов или наличием в них ошибок, наследник может отстаивать свои права в суде, что, бесспорно, будет лучшим решением для заявителя, поскольку это позволит сэкономить время и деньги.



Актуальность статьи: 21.01.2016 12:49:40

 
С Уважением,
  
управляющий юридического бюро,
    

<< вернуться обратно Список всех статей >>

 
 


 Расскажите об этой статье своим друзьям !



Часы работы 
Время работы адвоката
9:00 - 21:00
ежедневно

+7 495 6 499 115
многоканальный

Икона дня

Да хранит Вас Бог!