Полезные статьи

Полезные статьи от адвокатов Коллегии Глинка, Бессонов и Партнеры в Москве

Полезная информация

Рекомендации о том, как жильцы могут получить деньги за то, что на фасаде их дома размещена реклама

Далеко не все собственники многоквартирных домов знают, что размещение конструкций на фасадах домов, на которых находится реклама, возможно только с их согласия. При этом, заработанные таким способом деньги могут быть направлены на нужды дома.

На что необходимо обратить внимание при размещении наружной рекламы на фасаде МКД

Помещения, которые не являются частью квартир и созданных для обслуживания свыше одного помещения в доме, включая крыши, разнообразные ограждающие конструкции (как ненесущие, так и несущие), принадлежат собственникам помещений МКД на праве общей долевой собственности (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). На основании этого, для размещения рекламных конструкций на фасаде МКД требуется получить соответствующее согласие от собственников помещений данного дома (ст. 19 ФЗ № 38 «О рекламе» от 13.03.2006 г.). Размещение наружной рекламы сопровождается оформлением договора между уполномоченным общим собранием собственников помещений лицом, представляющим сторону жильцов, и лицом, разместившим рекламную конструкцию. Что касается вопроса, касающегося передачи в пользование общего имущества в МКД, то его решение принимается также на общем собрании собственников жилья. (ст. 44 ЖК РФ).

Письмо ФАС РФ № АК/6745 от 15.03.2010 регулирует необходимость заключения договора с собственниками МКД. В случае несоблюдения условий, определяющих порядок установки рекламных конструкций, это будет означать размещение рекламы на незаконных основаниях, а неуплата денежных средств за размещение рекламы расценивается как неосновательное обогащение лица, которое разместило такую рекламную конструкцию (статьи 1102 и 1107 ГК РФ). Взыскание этих денежных средств может происходить в судебном порядке, после рассмотрения дела о неосновательном обогащении, а деньги могут быть потрачены на нужды дома.

Также указанное Письмо ФАС РФ устанавливает, чем реклама отличается от вывески. Различие рекламы от вывески состоит в том, что для размещения последней не требуется получать согласие собственников МКД, а также не предусмотрено взимание денежных средств, поскольку вывеска относится к числу обязательных условий в месте нахождений той или иной организации, включая магазины (Закон РФ «О защите прав потребителей»). Помимо этого, возникновение данной обязанности обусловлено правами владельца магазина (организации) по использованию помещений МКД.

Процедура обжалования незаконной рекламы

Реклама, размещенная на фасаде дома или других его частях без получения согласия жильцов, скорее всего, говорит о том, что доход от нее идет в казну недобросовестной Управляющей компании или ЖЕКа, а не на нужды МКД. Граждане могут составить заявление об установке рекламных конструкций на незаконных основаниях, а подавать такое заявление следует в Государственную жилищную инспекцию и в прокуратуру. Задачей инспекции является проведение проверки и выдача предписания Управляющей компании о демонтировке рекламных конструкций. Что касается прокуратуры, то ее задачей является привлечение лиц, производивших установку конструкции и рекламодателя к ответственности по факту нарушения ст. 14.37 КоАП РФ (Постановление ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 г.). В Арбитражный суд следует подавать иск о взыскании денежных средств, полученных путем неосновательного обогащения. В качестве основания для удовлетворения такого требования фигурирует отсутствие согласия собственников помещений на использование фасада дома или иной его части для размещения рекламной конструкции.

Как происходит сдача площади под рекламу?

Как уже было сказано выше, часть общего имущества может передаваться для размещения рекламы только в том случае, если на общем собрании собственников помещений такое решение будет одобрено и принято, причем это все должно быть зафиксировано в протоколе. Помимо этого, на этом же собрании необходимо определить лицо, которое будет фигурировать при заключении договора на установку и эксплуатацию рекламного сооружения. Идеальным вариантом решения этой проблемы является утверждение проекта договора, регламентирующего условия передачи имущества, сумму производимой платы, цель расходования средств, полученных от использования общего имущества, а также в таком договоре должна быть предусмотрена необходимость в составлении отчета, касающегося расходования этих средств. 

Рекомендации о том, как жильцы могут получить деньги за то, что на фасаде их дома размещена реклама
Актуальность статьи: 14.01.2016 16:53:54
С уважением,
управляющий юридического бюро,
Бессонов Алексей Борисович

<< вернуться обратно Список всех статей >>