Какие действия запрещено осуществлять коллекторам и кредиторам?
Независимо от того, какой способ взаимодействия должника и кредитора был выбран, последний, или лицо, действующее с учетом его интересов, не вправе:
- наносить имуществу ущерб или же угрожать этим действием;
- предоставлять кому-либо данные о должнике е его долге без получения его разрешения на обработку персональных данных;
- использовать методы, представляющие опасность для здоровья и жизни людей;
- привлекать без согласия (письменного) должника его родственников, соседей и друзей;
- выражаться нецензурной лексикой, унижать достоинство и честь должника, оказывать на него психологическое давление;
- при осуществлении коллекторской деятельности пользоваться помощью лиц с непогашенной или неснятой судимостью за совершение преступлений против личности, общественной безопасности или государственной власти, а также в сфере экономики;
- при осуществлении коллекторской деятельности привлекать более одного лица;
- угрожать применением физической силы или применять ее, совершением убийства или причинением вреда здоровью;
- предпринимать действия, способные ввести в заблуждение относительно вопросов по неисполненному обязательству.
Как должно происходить взаимодействие с должником?
На основании ст. 4 Закона, кредитору или лицу, действующему с учетом его интересов, разрешается непосредственно взаимодействовать с должником, включая личное общение и ведение разговоров по телефону, а также направлять ему сообщения посредством сетей электросвязи и почты (телеграфные сообщения, текстовые или голосовые). Ч. 1 ст. 7 Закона устанавливает запрет на непосредственное общение с должником в том случае, если он предоставил следующие документы:
- подтверждающие, что он инвалид I группы;
- подтверждающие обоснованность заявления о признании его банкротом и введение реструктуризации его долгов;
- подтверждающие несовершеннолетие лица (за исключением эмансипированного);
- подтверждающие недееспособность лица или ограничение в дееспособности;
- подтверждающие нахождение на лечении в лечебном стационарном учреждении.
Недопустимым считается взаимодействие в нерабочие праздничные и выходные дни с 20 до 9 часов и в рабочие дни с 22 до 8 часов по местному времени. Что касается личных встреч, то они должны происходить не более одного раза в неделю. Также водятся ограничения на телефонные переговоры, которые не должны происходить чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и 8-ми раз в месяц.
Направление сообщений посредством электронной связи в нерабочие праздничные, выходные и рабочие дни возможно в том же порядке, что и в случае с непосредственным взаимодействием. Передачу сообщений запрещено осуществлять чаще 2-х раз в сутки, 4-х раз в неделю и 16-ти раз в месяц. Для осуществления переговоров с должником разрешено использовать только те абонентские номера, которые указаны в пункте договора, касающегося оказания услуг телефонной связи. Ч. 9 ст. 107 закона запрещает скрывать информацию об адресе электронной почты и номера телефона взыскателя. Непосредственное общение должника с кредитором должно сопровождаться ведением аудиозаписи.
Информация, которую коллектор должен сообщить должнику
При осуществлении непосредственного взаимодействия с должником, взыскатель должен предоставить ему следующую информацию:
- ФИО или наименование кредитора, или лица, осуществляющего деятельность от его имени;
- ФИО осуществляющего взаимодействие физлица.
При передаче сообщений посредством сетей электросвязи, должны указываться:
- ФИО или наименование кредитора, или лица, осуществляющего деятельность от его имени;
- номер телефона юрлица-коллектора и кредитора;
- данные об имеющейся задолженности (ее размер указывать не надо).
В случае почтовых отправлений в них должны быть отражены следующие данные о кредиторе и коллекторе:
- номер телефона, адрес электронной почты и почтовый адрес;
- наименование, ИНН, ОГРН, ФИО (для физлица), ОГРН (для ИП);
- договора и иные документы, подтверждающие полномочия кредитора или лица, представляющего его интересы.
Помимо этого, указывается информация следующего плана:
- ФИО подписавшего сообщение лица с указанием должности;
- размер и структура просроченной задолженности, срок ее погашения и порядок;
- договора и иные документы, определяющие основание возникновения права предъявления требований к должнику;
- реквизиты банковского счета для возможного зачисления денежных средств, направленных для ликвидации просроченного долга.