Какую информацию следует знать при ликвидации юридического лица?




Какую информацию следует знать при ликвидации юридического лица?

Под ликвидацией юридического лица следует понимать прекращение его деятельности без передачи обязанностей и прав другим лицам. Статьи 61-64 ГК РФ содержат правила, в соответствии с которыми юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке. Также эти правила содержатся в ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г., учредительных документах организации, законах федерального уровня об обществах с самыми разными организационно-правовыми формами.

Этапы ликвидации юридического лица – принятие решения и формирование ликвидационной комиссии

Ликвидация юрлица в добровольном порядке осуществляется на основании решения, принятого общим собранием участников, инициатором которого выступает совет директоров, участник общества или директор. Оформление данного решения должно осуществляться в письменной форме. Также обязательным условием является формирование ликвидационной комиссии или же назначение ликвидатора, обязанностью которых будет выполнение следующих действий:

- публикация данных, касающихся непосредственно процедуры ликвидации;

- управление компанией (без передачи полномочий, закрепленными законом за участниками юрлица или учредителями), представительство в суде, сотрудничество с госорганами;

- получение дебиторской задолженности;

- составление списка кредиторов, а также их уведомление о принятом решении по ликвидации.

В обязанности ликвидатора или ликвидационной комиссии входит завершение деятельности юридического лица, причем это должно быть сделано с минимальным ущербом для участников, учредителей и контрагентов, и в строго установленный срок.

Уведомление о ликвидации должно быть направлено в регистрирующий орган, которым является ФНС РФ по месту нахождения юридического лица, не позднее, чем через три рабочих дня. Если же это касается некоммерческой организации, то уведомление необходимо направить в Минюст. При составлении такого уведомления необходимо соблюдать определенные требования. Так, оно должно быть составлено по форме З15001, на нем должна стоять подпись заявителя, удостоверенная нотариусом, а также к нему должен прилагаться текст решения о ликвидации (Приказ Минюста РФ № 68 от 07.05.2013 г., Приказ ФНС РФ № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012 г.). В этот же период вместе с произведенным расчетом по взносам (начисленным и уплаченным), в ФСС И ПФР РФ направляется и такое уведомление.

Помимо этого, все сведения, касающиеся принятия решения и порядка удовлетворения требований, выдвигаемых кредиторами, публикуются в «Вестнике государственной регистрации». При этом, стоит заметить, каждый кредитор в отдельности уведомляется об этом письменно, с доказательством вручения. Что касается сроков предъявления требований кредиторами, то с даты опубликования он должен быть более 2 месяцев. При ликвидации юрлица происходит уведомление работников организации за 2 месяца, предшествующие увольнению (ст. 180 ТК РФ), а службу занятости необходимо уведомить об этом факте за 2 месяца до начала осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией (п. 2 ст. 25 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 г.).

Осуществление расчетов с кредиторами и составление ликвидационных балансов

ГК РФ, а именно статьи 2 и 6, предусматривают необходимость составления промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Подготовка первого вида баланса требуется по окончании срока, отведенного для удовлетворения кредиторских требований, и в нем должны отражаться такие сведения, как перечень требований кредиторов и итоги их рассмотрения, имущественное положение юридического лица, имеющиеся претензии и иски к должникам. Кредиторы имеют право предъявлять в судебном порядке требования, не отраженные в балансе, а должники – оспаривать их.

Утверждение промежуточного ликвидационного баланса происходит учредителями юрлица или же тем органом, который принял решение о ликвидации. Для промежуточного баланса обязательная форма не предусмотрена. Уведомление о составлении по форме N P15001 баланса направляется в регистрирующий орган, утверждение которого происходит только после окончания всех проверок налоговыми органами и судебных споров (ст. 20 ФЗ № 129 от 08.08.2001 г.). Ст. 64 ГК РФ определяет порядок осуществления расчетов с кредиторами в случае наличия достаточности имущества юрлица.

Утверждение окончательного ликвидационного баланса происходит после того, как завершатся все расчеты. Распределение всех оставшихся активов осуществляется в соответствии с ч. 8 ст. 64 ГК РФ.

Заключительный этап ликвидации юрлица

По истечении двух месяцев с того момента, как в органах печати будет размещена публикация о ликвидации, необходимо поставить в известность регистрирующий орган. Для предоставления в этот орган потребуются следующие документы:

- решение (протокол), свидетельствующее об утверждении ликвидационного баланса и сам ликвидационный баланс;

- заявление, свидетельствующее о государственной регистрации ликвидации юрлица, составленное в соответствии с формой Р16001;

- квитанция об оплате госпошлины (ст. 333.33 НК РФ);

- подтверждающие отсутствие долгов перед ФСС И ПФР справки.

Через 6 рабочих дней после того, как заявитель подал все необходимые бумаги, он может получить документы о госрегистрации ликвидации юрлица, после чего счет в банке будет закрыт, печать уничтожена, а документы организации будут сданы в архив. Только после всего этого ликвидацию юридического лица можно считать завершенной, о чем будет сделана отметка в ЕГРЮЛ. Соответствующая информация будет опубликована регистрирующим органом.



Актуальность статьи: 01.04.2016 19:22:54

 
С Уважением,
  
управляющий юридического бюро,
    

<< вернуться обратно Список всех статей >>

 
 


 Расскажите об этой статье своим друзьям !



Часы работы 
Время работы адвоката
9:00 - 21:00
ежедневно

+7 495 6 499 115
многоканальный

Икона дня

Да хранит Вас Бог!